|
Фрагменты из книги "РОК ИЗ ПЕРВЫХ
РУК" Николай Добрюха Москва, "Молодая гвардия", 1989 Л. Бергер —... Давай я
лучше расскажу о людях, с которыми мы
действительно здорово соратничали! Прежде всего — был такой Сережа Дюжиков! — Знаю-знаю Сережу. Ныне Дюжиков — уже невидимая
суперзвезда русского рока! — Вот его я очень хорошо помню. Еще бы!
Сережа Дюжиков — это же имя! А с ним были такие видные тогда люди, как
Дегтярев и Валов. Это была чудесная троица. Вот с ними после «Орфея»
открылась моя по-настоящему первая рок-страница. Наш «Орфей» по сравнению с
этой «троицей» выглядел какой-то глухой самодеятельностью… ЛЕОНИД
БЕРГЕР в гостях у Специального радио, где его уже ждали старые друзья. А.
Буйнов …Что касается
Градского, то он хаживал в МГУ в самую известную тогда группу «Скифы», которые,
как мне приходилось слышать, играли в звериных шкурах и играли так, как
никто. Особенно блистал соло-гитарист Сергей Дюжиков, работающий сейчас с
Малежиком (речь о 1989 годе). Рядом с Дюжиковым гремели имена басиста с
самодельным «басом» Виктора Дегтярева и Юрия Валова, позже уехавшего в
Америку и основавшего вместе с Александром Лерманом в Сан-Франциско русскую
бит-группу «Юра и Саша», концерты которой, как сообщал летом 1976 года «Голос
Америки», идут с полным аншлагом… А. Макаревич …Появился
армянский человек по имени Рафик, осененный идеей проведения концерта суперзвезд
московского рока на сцене ереванского Дворца спорта — затея, по тем временам
граничащая с безумием. Рафик составлял московскую сборную. Для этого в
комнате номер 8 «Энергетика» устраивались прослушивания. (На нашем аппарате,
разумеется. Нет, дураками мы не были - просто очень добрыми.) Я втайне надеялся, что может случиться
чудо и меня возьмут в этот сверхсостав. Хитрый Серега Грачев грел мою
надежду, как мог, так как для прослушивания и репетиций был нужен наш аппарат
и барабаны, которые мы к тому моменту купили для Фокина (волшебная
коробочка!). Наивность моя, видимо, не имела предела. В
состав супергруппы вошли: вокал — Серега Грачев и Леня Бергер (потрясающий
по тем временам вокалист, работавший в ресторане «Сосновый бор» и имитировавший
Рэя Чарльза), барабаны — естественно, Фокин; гитара — Серега Дюжиков и бас —
Витя Дегтярев. С искрометным искусством Дюжикова я
столкнулся годом раньше. Тогда, завороженный садистской манерой игры Стасика
Намина, я предположил, что он играет на гитаре вообще лучше всех. На что
скромный Стасик сказал, что он все-таки лишь второй в мире гитарист, а
первый, безусловно, Дюжиков из «Скифов». Стоит ли говорить, что на ближайшем же
сейшене «Скифов» я уже торчал у сцены. Волшебное время потрясений! Дюжиков к
тому времени был уже прилично знаком с творческой манерой Элвина Ли, а я еще
слыхом не слыхивал ни имени его, ни музыки. Не надо забывать, что музыкальная
информация попадала в нашу страну с трудом и не ко всем. Итак, мы, затаив дыхание, сидели на
репетициях суперсостава. Рафик притащил целый рулон отпечатанных (в
типографии!) афиш. Мог ли кто-нибудь вообразить себе такое? Афиша просто
кричала: «Суперзвезды рока! Все из Москвы!» Дальше шли фамилии. Мы так
волновались, что провожали Грачева и Фокина в аэропорт. Помню, они опоздали
почему-то на самолет, и Грачев в замшевом пальто бешено матерился, стоя
посреди ночного взлетного поля, овеваемый ревущими турбинами авиалайнеров. Артисты вернулись через три дня помешанные
от счастья. Они рассказывали что-то невероятное. Про колоссальный аппарат,
выставленный на сцене (два комплекта «БИГа»!), про ревущую толпу ереванских
поклонников московского рока, про торжественный пронос артистов на руках от
Дворца до гостиницы и т.д. Потом был суд над Рафиком, и участники супергруппы
то и дело летали в Ереван давать показания… Выписка из
"Энциклопия Русского Рока" Огромной популярностью в
Москве в конце 60-х пользовалась ритм-энд-блюзовая группа «Скифы», в которой выступали Сергей Дюжиков
(лидер-гитара, вокал), Юрий Валов (ритм-гитара, вокал), Виктор Дегтярев (бас)
и Юрий Малков (ударные), все - студенты Московского университета. «Скифы»
первыми из наших групп использовали в своей музыке фузз, причем
отечественного изготовления. В 1968 году «Скифы»
снялись в фильме режиссера Г.Натансона «Еще раз про любовь», и после его
показа в Москве началась форменная «скифомания». «Нам порой приходилось
приостанавливать концерт, потому что в зале начиналось твориться такое, что
администрация ДК боялась, что все здание развалится! Они подходили к нам с
требованием прекратить играть, а то бывали случаи, когда электричество
отрубали», - так вспоминает лидер группы «Скифы» Юрий Валов жаркую весну
1968-го. Необходимо также
отметить, что фильм «Еще раз про любовь» имел огромный успех у советской
молодежи, но повышенное внимание молодых людей к этому в целом
посредственному фильму, как отмечали специалисты-кинокритики, было вызвано
именно кадрами с участием «Скифов». Пусть этот музыкальный фрагмент длился
всего лишь две минуты, но это было первое появление настоящей рок-группы на
отечественном киноэкране. Давид Тухманов в ту пору
был известен эстрадными обработками бардовских песен, которые он насыщал
фри-джазовыми интонациями, но к середине 60-х годов он почувствовал, что
джазовые музыканты-«пятидесятники», с которыми он работал до сих пор, не в
состоянии передать драйв современности. Тогда он пригласил для работы
«Скифов», которые записали для Тухманова несколько фонограмм. Позже «Скифы» сотрудничали
с Поладом Бюль-Бюль Оглы, с которым записали песню «Тар и квартет гитар».
«Для того времени это было ужасно странно и необычно, - говорит Юрий Валов. -
В то время это ужасно радовало, потому что тогда все было напичкано либо
пропагандистскими песнями типа «Ленин всегда живой», либо всякими маршами
типа «Марша энтузиастов». Я думаю, что даже для людей типа Кобзона пролезть
тогда на радио было достижением...» Но «Скифы» выбрали иной
путь, тем более, что руководитель ВИА «Голубые Гитары» Игорь Гранов уже давно
хотел заполучить «Скифов» в состав своего ансамбля. Обязательное для всех
прослушивание превратилось для Валова, Дюжикова и Дегтярева в пустую
формальность. Они успели исполнить лишь одну песню, как Гранов поднялся со
своего места и со словами: «Я это покупаю! Заверните!» — покинул зал.
|
|