Евгений ЛОВЧЕВ
"Первый
тайм мы уже отыграли?"
Сегодня знаменитый футболист Евгений
ЛОВЧЕВ размышляет о том, что общего в прежние годы было между спортсменами и
артистами. И футбол, и музыка по его мнению – искусство и шоу. В этом с ним
соглашаются собеседники, ведущие полосы Вячеслав МАЛЕЖИК и Юрий ВАЛОВ.
Шлягер от Пугачевой
и Лобановского
Е.Л.: Я очень дружил с «Самоцветами». Был хорошо
знаком с Юрием Маликовым, ходил на концерты. Помню, как нас, футболистов, они
проводили на свой концерт через служебный вход в битком набитые Лужники.
Директор категорически запретил пускать кого угодно без билетов. И тогда
«Самоцветы» сказали: мы не начнем концерт без наших друзей-футболистов.
Несмотря на загруженность тренировками, сборами, я регулярно ходил и в театры,
и на концерты. Даже с женой познакомился в театре имени Моссовета. Там же
познакомился с Марецкой, с Орловой.
Ю.В.: А какой стиль музыки,
какие песни тебе нравились в то время?
Е.Л.: Мы, футболисты, часто
ездили за границу. У «Спартака» было много поклонников в ЦК партии, в том числе
в отделе выездов за границу. В 60–70-е годы благодаря заграничным поездкам и
жили. Нам давали валюту, и мы могли что-то в загранке купить. А потом и
перепродать в Союзе. Друзья и знакомые постоянно заказывали диски популярных
западных групп. Я их и привозил – «Юрай Хип», «Лед Зеппелин», «Битлов»,
«Роллингов». Конечно, сам все это слушал. Но без фанатизма. Если и был фанатом
какой-то музыки – то только нашей! У нас были замечательные песни! «Мой адрес
не дом и не улица…», «На дальней станции сойду…». Любил «Самоцветы», «Пламя»,
«Лейся, песня», «Веселых ребят». Я на этой музыке воспитан и люблю ее. До сих
пор, когда еду в машине, ставлю Славу Малежика, Юрия Лозу, Сашу Иванова.
В.М.: А что спортсмены могли
от нас, артистов, почерпнуть для себя?
Е.Л.: Возьмите Аллу Борисовну
Пугачеву. У нее каждая песня – шлягер, хит. Хотя по сути, на мой взгляд, шлягеров
в ее репертуаре не так много. Но как Алла поет! Она же любую песню силой своего
таланта способна сделать хитом! Это для меня сродни искусству «сухого листа»
Лобановского. Он с углового так закручивал мяч, что попадал в ворота, забивал
голы. А со стороны это казалось просто невозможным.
Настоящие артисты всегда востребованны! Говорят, Твардовский сказал однажды:
«Таланту не нужно помогать, если это талант – он всегда пробьет себе дорогу».
У меня жена на 25 лет младше меня. Для нее, например, Малежик (извини, Слава)
как артист просто не существовал. Она человек другого поколения, всегда
слушала какую-то зарубежную музыку. Но вот поехала с сыном отдыхать в Анапу. А
ты, Слава, дал там концерт, и жена на него пошла. Позвонила мне вечером и с
восторгом призналась, что лучше ничего в жизни не слышала! Это показатель
мастерства артиста.
Его не вспомнил Мюллер
В.М.: Артистов практически не выгоняют со сцены за
то, что они «балуются» спиртным, а то и наркотиками. У спортсменов ситуация
жестче?
Ю.В.: В хипповские годы
бытовало мнение, что на Западе музыканты-рокеры выступали под
воздействием ЛСД. Гитарист из известной группы «Джефферсон Эйрплэйн»
рассказывал как-то, что все это байки. Он утверждал, что восприятие
реальности под кайфом меняется настолько, что невозможно выступать. Струны иной
раз кажутся толщиной с бревно. Сыграть что-либо адекватное в таком состоянии
просто невозможно.
В.М.: Мне было страшно
обидно, когда Марадону не пустили в 94-м году на чемпионат мира за его
пристрастие к кокаину.
Е.Л.: В игровых видах спорта,
к которым относится и футбол, допинг не дает никакого преимущества перед
соперником. Мы «играем» прежде всего головой. А допинг умнее человека не
делает. И потом, от зрителей получаешь такие эмоции, что никаких искусственных стимуляторов
не нужно.
Ю.В.: Что в первую очередь
сближало тебя как спортсмена с артистами?
Е.Л.: У меня были сложные
времена, а Слава в то время был в полном порядке…
В.М.: Да, вел передачу «Шире
круг», все время в телевизоре…
Е.Л.: А я переходил на
тренерскую работу. Это все-таки серьезный психологический перелом. В одной
газете тогда появилась вздорная статья о том, какой Ловчев рвач. В Челябинск,
где я жил, приехал Слава Малежик. Перед началом концерта он обращается к
публике: «Здесь в зале сидит мой друг Женя Ловчев. Одна газета плохо написала о
нем – не верьте этому. Ваши аплодисменты мне я буду воспринимать как
опровержение этой статьи». Потом в другой газете вышло интервью со мной, тоже
стараниями Славы, и я был реабилитирован. Поэтому на вопрос, почему дружу с
артистами, ответ простой: потому что мы друг друга всегда поддерживали, дрались
друг за друга. Это нормальные, чисто человеческие отношения.
Ю.В.: А в смешные истории вы
с артистами попадали?
Е.Л.: В середине 90-х годах мы
сыграли в Питере матч с сотрудниками радиостанции «Свобода». А потом они нас
пригласили на ответный матч в Мюнхен. Идем с Владимиром Петровичем
Пресняковым-старшим по городу, а навстречу – знаменитый центр-форвард Герд
Мюллер. Потрепанный такой... Я переводчику говорю: «Я ж против него в 72-м
году в Лужниках играл!» Переводчик подошел к Мюллеру, объяснил кто мы. Мюллер
посмотрел на нас и говорит мне: «Как не помнить тот матч! Но вас, знаете ли, не
припоминаю, а вот его (и показывает на волосатого Преснякова) – очень
хорошо помню!»
Звездная команда «СтарКо»
В.М.: Насколько ты приемлешь элементы шоу-бизнеса,
зрелищности в футболе?
Е.Л.: В 73-м году мы были в
турне по Бразилии. В Рио-де-Жанейро меня, Володю Онищенко и Сережу Ольшанского
попросили принять участие в бенефисе – последнем матче знаменитого Гарринчи. На
стадионе было 150 тысяч зрителей. Мы видели, как Пеле играючи «сделал» пятерых
и забил блестящий гол… Что же тогда творилось на трибунах! Потом на 35-й минуте
останавливается игра, на поле выходят человек восемь детей Гарринчи в белых
маечках. И народ начинает скандировать: «Гарринча! Гарринча!» Он бежит вдоль
поля и на одну трибуну бросает свою майку, на другую – бутсы… Потом встает
посреди поля. Плачет. К нему подходит Пеле, обнимает и уводит… Это для меня был
первый урок того, как футбол может быть не только игрой, но и шоу – настоящим
театральным представлением.
Теперь у меня к вам вопрос. С «подачи»
Миши Муромова мы в начале 90‑х организовали артистическую команду
«СтарКо», стали ездить по стране с матчами. Что это было для вас, артистов?
Разминка? Способ подзаработать?
В.М.: Во-первых, это просто
удовольствие сыграть на многотысячном «профессиональном» стадионе. Потом футбол
– это, безусловно, тоже элемент творчества. А еще – это исполнение детской
мечты, когда так хотелось стать знаменитым футболистом! Помню, ради бесплатной
игры с артистической сборной Италии я отказался от целого ряда заманчивых
предложений выступить, в том числе даже в Австралии. Разве мог упустить такой
шанс – погонять мяч с Рикардо Фольи, Эросом Рамаццотти, Джанни Моранди, Пуппо?!
Е.Л.: Еще помню, как мы
несколько раз не могли долететь до Оренбурга на показательный матч «СтарКо».
Там беспрерывно шел дождь, все залило. Долетели. Выходят Кутиков, Беликов,
Газманов, Малежик, на поле, а там воды по щиколотку. Для меня и для зрителей
это было комичное шоу. Отыграли первый тайм. Местная журналистка в раздевалке
пристала с вопросами к Малежику. Я сижу, прислушиваюсь, жду, что Слава сейчас
будет хвалить нашу команду, меня как тренера… На вопрос «Вы испытываете радость
от игры?» он отвечает: «Какая же это радость?! Когда забежал в тридцать третий
раз в одну и ту же лужу, подумал: «Да на хрена мне все это надо?!» Я (в таком
приподнятом настроении) был этими словами просто раздавлен!
В.М.: После футбольного шоу
всегда проходил концерт с участием тех же самых артистов-футболистов. Одно дело
– поиграть на солнышке, но когда это превращается в тяжелую работу, после
которой еще и петь нужно… Я, конечно, не мог удержаться, чтобы не сказать, что
обо всем этом думаю.
Бобик и кепка
Е.Л.: У команды «СтарКо», с моей точки зрения,
настоящих футбольных матчей было всего три. С теми же итальянцами, например. Мы
готовились в Лужниках, я артистов на кроссы выгонял. И когда выиграли у итальянцев
3:1 – это было счастье! А когда в Киеве на матч с украинской сборной артистов
пришло 75 тысяч зрителей – просто обалдел! У нас на профессиональные матчи
столько народу не приходило в то время.
В.М.: Помню, как после
первого тайма к нам в раздевалку зашли организаторы матча и попросили не
добивать украинцев, а сыграть хотя бы вничью. И пообещали в этом случае
кроме гонорара еще каждому по видеомагнитофону выдать. Мы не согласились и в
итоге обыграли противников со счетом 5:2.
Е.Л.: Ну и хочу вспомнить
третий матч – на «Уэмбли». Участвовало 8 команд из деятелей шоу-бизнеса.
Сами понимаете, не только для нас, профессиональных футболистов, это
прославленный стадион, но и для артистов тоже – сколько там звезд
выступало! В нашей команде были Олег Газманов, Беликов, Виталик Бондарчук,
Юрий Лоза, Салтыков. Первые противники – немцы. Я как тренер своих
настраивал так: «У каждого из вас в войну кто-то погиб. Считайте, что сейчас вы
немцам должны ответить!» Выиграли у немцев. Дальше – голландцы. Ну, Газманов говорит:
«Уж этих-то мы порвем, как Бобик кепку». И – проиграли 2:0! Я после игры
спрашиваю: «В чем дело, Олег?» Он только вздохнул: «Не получилось. Кепка Бобика
порвала!» Заняли в итоге третье место.
Для меня важнее всего была сама
атмосфера в команде – комфортная. Мы все сдружились. Потом свое слово сказали
деньги, вернее, процесс их деления. А вместе с ними и команда разделилась
на две: собственно «СтарКо» и «Фортуна».
"Аргументы недели" №
49, 5 декабря 2007 г.