Андрей Угланов "Сто историй о
родной попсе"
Дорогие друзья! Этим
разговором «Аргументы недели» начинают серию публикаций об истории нашей страны,
которая не связана со строительством гигантов индустрии – Магнитки,
Челябинского тракторного, Братской ГЭС и так далее. Мы будем говорить о ее
культурной составляющей, в частности о том, как где-то в середине 60-х у нас
вслед за заграничными появились
свои вокально-инструментальные ансамбли…
Авторами и ведущими
этой полосы будут известные музыканты Вячеслав МАЛЕЖИК и Юрий ВАЛОВ, а также
главный редактор «Аргументов недели» Андрей УГЛАНОВ.
Юрий Валов исполняет хит «Ветер северный,
умеренный до сильного»
Первые ростки свободы
А. У.: – Обозначим для начала темы, о которых мы будем говорить в
ближайшие два года. За меньшее время, как мне кажется, детально рассмотреть и
проанализировать этот интереснейший пласт культуры последних десятилетий
попросту нереально. Впоследствии мы сведем все наши диалоги воедино и издадим
их в форме книги. А на наши беседы будем приглашать звезд того времени,
связанных с музыкой (даже тех, кто мешал ей развиваться, вставлял палки в
колеса)...
Ю. В.: – Палки в колеса они вставляли
до 18.00, в свое рабочее время, а после – с удовольствием слушали, как мы
играем…
А. У.: – С какого
времени начнем?
В. М.: – Мне кажется,
начинать нужно с
А. У.: – Кстати, это
отдельная тема – как нельзя было достать ни приличных гитар, ни необходимой аппаратуры
и как все приходилось делать собственными руками! Следующая интересная
тема – где все это происходило. Где проходили репетиции, устраивались
подпольные концерты…
Ю. В.: – Я думаю, нам следует
внести терминологическую поправку и отметить, что новый групповой
«вокально-инструментальный» стиль в то время назывался «бит», или «биг бит» (Big Beat).
Кстати, название группы «Битлз» (The
Beatles), будучи каламбуром, включает в себя этот
самый «бит» (Beat). А первые самодеятельные, или
официально не признанные, группы так и назывались – бит-группы.
Когда возникли официальные ансамбли, их стали называть ВИА, или вокально-инструментальные
ансамбли.
В. М.: – В середине 60-х в
музыкальных программах Би-би-си на русском языке «Битлз»,
«Роллинг Стоунз», «БиДжиз» именовались как вокально-инструментальные
ансамбли. Отсюда-то, я думаю, и пошли наши ВИА.
Ю. В.: – Еще в
В. М.: – Помню, в начале 70-х
в составе группы «Мозаика» мы ездили в Болгарию и Чехословакию. И нам открыто
завидовали тамошние местные музыканты. Везет вам, вы можете позволить себе
исполнять песни «Битлз», «Роллингов»,
а нам за это дают по башке. То есть в Москве те же
чехи могли свободно играть рок-н-ролл, а у себя на родине – нет. Так же, как
и мы…
А. У.: – Еще одна
интересная тема – про тех, кто за вами присматривал, контролировал. В школе –
учителя, а позже на «сейшнах», наверное, и сотрудники
КГБ присутствовали… Их мы тоже пригласим на встречу,
на разговор. И, пользуясь случаем, обращаемся сейчас
со страниц нашей газеты к ним: выйдите на связь, позвоните в редакцию или нашим
сегодняшним гостям. У вас будет возможность публично, с кайфом,
рассказать о тех годах «с вашей колокольни».
Музыканты простили чекистов
В. М.: – Многие сотрудники КГБ, курировавшие рок-н-ролл, уже
давно покаялись, а музыканты давно их простили. Мы в свое время не раз выпивали
и с ними, и с комсомольскими работниками за одним столом, и они искренне
признавались, что были поклонниками нашей музыки. Но пойти против начальства и
приказа они, конечно, не могли – должны были нас, волосатых музыкантов,
контролировать и держать под наблюдением. Хотя это была обыкновенная
перестраховка, мы ведь в своих песнях вовсе не призывали свергать коммунистов.
Просто в те времена электрогитара, длинные волосы и брюки клеш были своего рода
вызовом существующей власти.
А. У.: – У меня тогда
тоже были брюки клеш. Но это не был какой-то протест, просто было классно: ни
у кого больше таких нет, а у меня – есть! И карманы
поперек, а не вдоль!
Ю. В.: – Ну, мода постоянно
менялась. Поначалу наши рок-н-ролльщики носили
узкие брючки и пиджачки, следуя «заветам» Леннона и Маккартни. Клеш все-таки появился ближе к 70-м, с началом хипповского движения.
А. У.: – Еще, мне
кажется, можно затронуть тему конкретных людей-музыкантов и рассказать о том,
как сложились их судьбы. Многие уехали, такие как
Леонид Бергер, Юрий Фокин. И вместе с ними ушел целый
пласт нашей жизни. Но ведь некоторые позже вернулись! Интересно и с такими
поговорить, с Александром Маршалом например.
В. М.: – После того как я
ушел на профессиональную сцену, для меня рок-н-ролльная
жизнь отошла несколько на второй план. Например, с 73-го по 80-й я вообще не
понимал, что там у рок-н-ролльщиков
творится, – деньги зарабатывал. А за эти годы проклюнулись многие очень
интересные команды. Но и наши песни, как бы ни хаяли
некоторые вокально-инструментальное направление, тоже грели и до сих пор греют
людям души и сердца. И это тоже, что ни говорите, интересный пласт музыки,
который дал лично мне не только деньги, но и человеческое счастье. Хотя,
подозреваю, после таких слов в нас полетят кучи камней с криками о том, что это
никакое не искусство, что это дрянь…
А. У.: – Ну эти
«камни» мы швырнем обратно.
Ю. В.: – У меня двоякое чувство
по отношению к этим крикам и камням. Когда в
В. М.: – Где-то с полгода
назад по одной из ретро-радиостанций я слышал реплику диджея
перед тем, как он поставил «Ветер северный». Он сказал: эх, посмотреть бы в
глаза тому молодому парню, который с таким пионерским задором спел эту песню!..
Рок стал русским
А. У.: – Еще одна, на мой взгляд, любопытная тема для беседы. Сначала у
нас, как известно, процветало простое копирование известных зарубежных
ансамблей: «Битлз», «Блэк Саббат». Та же группа «Аракс», например, я помню, пела
какие-то иностранные песни и только позже стала исполнять хиты Юрия Антонова.
Интересно обсудить, как, почему и когда наши музыканты стали переходить от западной на свою, родную, лирику. Появился русский рок,
Андрей Макаревич, группа «Воскресенье»…
В. М.: – Такой переход от
чужого к своему характерен не только для нашей музыки.
Те же самые любимые и почитаемые нами «Битлы» начинали с сугубо американских
песенок в стиле кантри. И Маккартни так здорово
освоил манеру пения Литл Ричарда, что иной раз нельзя
было разобрать, кто поет – сам Литл Ричард или Пол Маккартни? Это своего рода школа, приобщение к чужому
мастерству для того, чтобы вырасти как исполнителю до той границы, когда уже
можно исполнять свое.
Ю. В.: – В связи с этим хочу
вспомнить одну вполне реальную историю, связанную с подражанием. Был когда-то
в Америке проведен конкурс на лучшее подражание Чарли Чаплину. На него приехал
сам великий комик, выступил инкогнито и занял всего-навсего… седьмое место!
А. У.: – Поговорим и о
трагических судьбах музыкантов.
В. М.: – Да, и о тех, кто
безвременно ушел из жизни. Народ должен помнить своих кумиров. Нужно вспомнить
и Сашу Лосева, и Володю Мулявина, и Сережу Грачева, и
многих других.
А. У.: – Что ж, с
почином нас! Первый разговор нашей долгоиграющей рубрики вышел достаточно
интересным и насыщенным. Давайте договоримся, о какой теме пойдет у нас речь в
следующий раз?
В. М.: – Логично было бы
начать с того, как рок-н-ролл вообще появился у нас в стране, как это все у
нас начиналось.
А. У.: – Договорились. И –
до следующей встречи!
"Аргументы недели" № 42, 18 октября
2007 г.